[Учитель-филолог Зорина А.О. ]

Готовимся к всероссийской олимпиаде школьников по литературе

1. Теоретическая подготовка

Обязательно к прочтению

  1. Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. Программная статья-заметка, открывающая курс лекций Гаспарова по анализу художественного текста. В ней изложены принципы так называемого «имманентного» анализа, то есть не выходящего за пределы конкретного произведения.
  2. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текстаМонография Лотмана дает представление о другом методе анализа текста ‐ структурном, который позволяет рассматривать произведение в контексте, в системе вызываемых им ассоциаций. Особого внимания заслуживает практическая часть с разборами стихотворений поэтов разных эпох, от Батюшкова до Заболоцкого.
  3. Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Классический образец анализа прозаического текста малой формы.
  4. Шкловский В. Б. Искусство как приемПрограммная статья Шкловского, манифест формальной школы, по праву считается одним из выдающихся текстов русского литературоведения.
  5. Хализев В. Е. Теория литературыПризнанный учебник в своем жанре, за неполные двадцать лет выдержавший уже шесть изданий. Несмотря на вузовский уровень, может быть интересен широкому кругу учащихся. Рассчитан на углубление и систематизацию знаний в области теории литературы.
  6. Холшевников В. Е. Основы стиховеденияВ этой книге излагаются история и теория стиха, объясняются фундаментальные понятия, связанные со стиховой речью. Подробно разбираются строфика, метрика, рифма. Можно пользоваться как справочником.

Полезные интернет-ресурсы

  1. Проект Arzamas. Пожалуй, главный научно-популярный литературоведческий интернет-источник в настоящее время. Разнообразие материалов на нем, кажется, не имеет границ. Листайте таблицы, решайте тесты, читайте интересные факты о, казалось бы, хорошо знакомых произведениях и открывайте новое. Смотрите видеокурсы, в записи которых принимают участие известные современные литературоведы и талантливые преподаватели.
  2. Школа юного филолога. Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текста.
  3. Гильдия cловесников. Здесь собрана большая подборка заданий филологических олимпиад (раздел «Олимпиады»), а в «Литературоведческом словарике» можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии. Также на сайте размещают анонсы событий, которые могут быть интересны молодым словесникам.
  4. Сто лекций с Дмитрием Быковым. Проект, в котором известный писатель и литературовед Дмитрий Быков предлагает свои интерпретации знаковых произведений русской литературы XX века. Будьте внимательны ‐ это авторский взгляд, часто не совпадающий с традиционным восприятием писателей и поэтов. Но чему точно можно учиться у Быкова ‐ умению говорить о литературе небанально и живо.

2. Практическая подготовка

№ занятия Тема Видеоматериалы Приложения и ссылки Домашнее задание Примечание
  Обращение к слушателям курса

Репортаж о ВсОШ по литературе-2018

"Особенности олимпиадных заданий и методика оценки качества методического обеспечения этапов ВсОШ по литературе". Ведущий Волков C.В.

 

 

 
1

Представление о формате олимпиадного задания. План комплексного анализа текста. Аллюзия. Реминисценция. Символ. Гипертекст. Заключительный этап-2017. Николай Асеев. Синие гусары

Материалы занятия

Сочинение 1

Сочинение 2

Справочные материалы

  • выучить терминологию,
  • выучить план анализа текста,
  • прочитать сочинения-победители,
  • написать своё сочинение по тексту Асеева и прислать его на электронный адрес anastasiya.tueva@mail.ru или создать google-документ с возможностью редактирования и прислать ссылку.
ДЗ сдать к 24.06. Требования к объему нет
2 Практикум по теории литературы. Элементы композиции. Хронотоп. Обусловленность метода и содержания произведения.        
3          
4          
5          
6          
7          
8