Готовимся к всероссийской олимпиаде школьников по литературе
1. Теоретическая подготовка
Обязательно к прочтению
- Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. Программная статья-заметка, открывающая курс лекций Гаспарова по анализу художественного текста. В ней изложены принципы так называемого «имманентного» анализа, то есть не выходящего за пределы конкретного произведения.
- Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Монография Лотмана дает представление о другом методе анализа текста ‐ структурном, который позволяет рассматривать произведение в контексте, в системе вызываемых им ассоциаций. Особого внимания заслуживает практическая часть с разборами стихотворений поэтов разных эпох, от Батюшкова до Заболоцкого.
- Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Классический образец анализа прозаического текста малой формы.
- Шкловский В. Б. Искусство как прием. Программная статья Шкловского, манифест формальной школы, по праву считается одним из выдающихся текстов русского литературоведения.
- Хализев В. Е. Теория литературы. Признанный учебник в своем жанре, за неполные двадцать лет выдержавший уже шесть изданий. Несмотря на вузовский уровень, может быть интересен широкому кругу учащихся. Рассчитан на углубление и систематизацию знаний в области теории литературы.
- Холшевников В. Е. Основы стиховедения. В этой книге излагаются история и теория стиха, объясняются фундаментальные понятия, связанные со стиховой речью. Подробно разбираются строфика, метрика, рифма. Можно пользоваться как справочником.
Полезные интернет-ресурсы
- Проект Arzamas. Пожалуй, главный научно-популярный литературоведческий интернет-источник в настоящее время. Разнообразие материалов на нем, кажется, не имеет границ. Листайте таблицы, решайте тесты, читайте интересные факты о, казалось бы, хорошо знакомых произведениях и открывайте новое. Смотрите видеокурсы, в записи которых принимают участие известные современные литературоведы и талантливые преподаватели.
- Школа юного филолога. Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текста.
- Гильдия cловесников. Здесь собрана большая подборка заданий филологических олимпиад (раздел «Олимпиады»), а в «Литературоведческом словарике» можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии. Также на сайте размещают анонсы событий, которые могут быть интересны молодым словесникам.
- Сто лекций с Дмитрием Быковым. Проект, в котором известный писатель и литературовед Дмитрий Быков предлагает свои интерпретации знаковых произведений русской литературы XX века. Будьте внимательны ‐ это авторский взгляд, часто не совпадающий с традиционным восприятием писателей и поэтов. Но чему точно можно учиться у Быкова ‐ умению говорить о литературе небанально и живо.
2. Практическая подготовка
№ занятия | Тема | Видеоматериалы | Приложения и ссылки | Домашнее задание | Примечание |
Обращение к слушателям курса |
|
||||
1 |
Представление о формате олимпиадного задания. План комплексного анализа текста. Аллюзия. Реминисценция. Символ. Гипертекст. Заключительный этап-2017. Николай Асеев. Синие гусары |
|
ДЗ сдать к 24.06. Требования к объему нет | ||
2 | Практикум по теории литературы. Элементы композиции. Хронотоп. Обусловленность метода и содержания произведения. | ||||
3 | |||||
4 | |||||
5 | |||||
6 | |||||
7 | |||||
8 |