Урок литературы как инструмент успешной социализации учащихся
Формат проекта:
- по времени – проект долгосрочный;
- по территории охвата – по всем профессиям;
- по характеру приоритетной деятельности – творческий;
- участники проекта – обучающиеся.
Актуальность и практическая значимость
Система воспитания в современном обществе имеет ряд проблем. Главная проблема – отсутствие собственно системы, чего в истории России не было никогда. В воспитании должна быть чёткая основа, стержень, которому и должен быть подчинён весь процесс. В царское время этим стержнем было православие. В советское время им была коммунистическая идеология. В новейшей истории России этот стержень отсутствует, отсюда большинство социальных болезней и отсутствие у большой части молодого поколения чётких нравственных ориентиров. В обществе произошла смена приоритетов, и современному педагогу остаётся только смириться с совершившимся фактом. Если ещё несколько десятилетий назад качественное образование могло являться гарантией благосостояния, то сегодня этой гарантии нет. Кроме того, в наши дни одного образования быстро становится недостаточно, и выпускники чувствуют это уже через год-два после окончания учебного заведения. Наиболее востребованной в информационном обществе оказывается личность, способная заниматься самообразованием и быстро приспосабливаться к изменяющимся условиям. В связи с этим становится понятным преобладание практико-ориентированного подхода во всех звеньях образования, и прежде всего в НПО, а значение аксиологического подхода недооценивается. В изменившихся условиях преподавание литературы оказалось в кризисной ситуации. Сокращение часов и отмена обязательного экзамена по этому предмету в школе говорит об его упавшем значении. Литература оказалась среди прикладных дисциплин наряду с рисованием и музыкой. На мой взгляд, такая тенденция в целом губительна для общества. Пусть человек научится собирать электрические схемы или шить одежду, но станет ли он сознательным гражданином своей страны? Будет ли в нём тот самый внутренний стержень, духовность, нравственность? Осознание смысла своей жизни и своей деятельности?
Одной из примет информационного общества является разнонаправленность влияний на человека (школа, родители, улица, телевидение, Internet), и воспитательная функция учебного заведения теряет свою первостепенность. Однако в силах педагога помочь обучающемуся выработать чёткие критерии нравственного и безнравственного, привить любовь к своей стране и её духовному наследию. В первую очередь это должно осуществляться на уроках литературы. Преподавание литературы в НПО обладает своей спецификой. Большинство обучающихся приходят на урок с недостатком позитивного жизненного опыта (неполные семьи, неблагополучные семьи, правонарушения, злоупотребление алкоголем и т.д.), с искажёнными моделями социального поведения, со сниженным культурным уровнем. В связи с этим преподаватель литературы не может опираться на ассоциативные способности обучающихся и их личный опыт. Если педагог не будет искать новых путей, то уроки литературы превратятся в одну большую коммуникативную неудачу, связанную с элементарным непониманием материала. Литература – это школа жизненной мудрости. Это тот самый стержень, которого так не хватает современному обществу. Поэтому задача преподавателя литературы – сформировать у обучающихся потребность в чтении, восполнить недостаток позитивного жизненного опыта, научить извлекать опыт из чужих ошибок, а не из своих собственных, и, как следствие, способствовать формированию обучающегося как нравственной, духовно богатой личности.
Проблема
Отсутствие у обучающихся навыков осмысленного чтения и анализа произведения в совокупности с общим низким уровнем культуры и нравственности.
Цели
- Создание условий для успешной социализации через корректировку ценностных ориентаций и формирование у обучающихся мировоззрения, основанного на духовности и нравственности.
- Восполнение позитивного жизненного опыта через реализацию творческих способностей.
Задачи
- Развить интерес к чтению через осмысленное восприятие художественного текста, в том числе с использованием информационных средств обучения.
- Сформировать интерес к личностям писателей через воссоздание социокультурной ситуации, анализа мировоззренческих позиций и этапов творчества.
- Смоделировать различные типы социального поведения путём творческого переосмысления художественных текстов и биографий писателей.
- Способствовать формированию комплекса патриотических взглядов через анализ произведений соответствующей тематики и проведение межпредметных связей.
- Активизировать творческие способности обучающихся через когнитивное воссоздание художественного текста (музыка, живопись, киноискусство, художественное чтение, актёрское мастерство и т.д.).
Мероприятия по реализации проекта
- Анализ методической литературы и Internet-ресурсов по проблеме.
- Поиск и приобретение новых информационных образовательных ресурсов (видеоуроков, электронных учебников, презентаций и т.д.).
- Разработка новых образовательных ресурсов по творчеству каждого писателя (мультимедийных презентаций, видеоуроков, каталогов сайтов, каталогов кинофильмов и аудиозаписей, которыми могут пользоваться обучающиеся).
- Привлечение обучающихся к созданию образовательных ресурсов (при выполнении творческих заданий, проектов); организация инициативной группы для ежемесячного выпуска литературной газеты.
- Посещение уроков общеобразовательного и профессионального цикла с целью анализа межпредметных связей и их реализации в интегрированных проектах.
- Проведение внеклассных мероприятий, в том числе с участием родителей.
Ожидаемые результаты
- Развитие интереса к литературе и мотивации к её изучению.
- Корректировка ценностных ориентаций и подготовка к успешной социализации после окончания ПУ, формирование сознательного и ответственного отношения к жизнедеятельности.
- Усвоение позитивных моделей социального поведения.
- Развитие коммуникативных способностей, навыков создания текстов.
- Активизация творческих способностей.
Идеи для реализации проекта
- Создание информационно насыщенной творческой образовательной среды через:
- использование информационных средств обучения (отрывки из кинофильмов, музыкальных произведений, записи профессионального художественного чтения, записи выступлений писателей и поэтов, учебные презентации, учебные фильмы и др.);
- использование ресурсов Internet (тематические сайты, посвящённые жизни и творчеству писателей);
- просмотр спектаклей по изучаемым произведениям;
- посещение музеев, посвящённых жизни и творчеству писателей, либо виртуальное посещение музеев;
- театрализацию отрывков произведений на уроках;
- создание галерей иллюстраций к произведениям;
- выпуск тематических литературных газет (поэзия, проза, художественные фотографии обучающихся), в том числе по тематике уроков литературы.
2. Использование технологии творческих мастерских в рамках личностно-ориентированного обучения - систематическое выполнение письменных творческих заданий небольшого объёма, направленных на переосмысление художественного текста и корректировку ценностей обучающихся.
Промежуточные результаты
- Результатами являются показатели успеваемости и качества знаний по литературе, а также результаты итоговой аттестации выпускников прошлого учебного года.
- Собран письменный материал, свидетельствующий о корректировке ценностей обучающихся, о формировании мировоззрения, основанного на нравственности и чувстве патриотизма (творческие работы).
- Создана галерея иллюстраций по произведениям военной тематики.
- Организована инициативная группа по выпуску литературной газеты.